Лето...Сегодня сейшн в Ленсовета, там будет то, и будет это, а не пойти ли мне туда? да-да-да....


Если честно, я не знаю, что сказать о фильме «Лето». У меня нет какого-то единого и четкого мнения на сей счет. Могу только сказать, что это не фильм о Цое и Майке. Это, скорее, набор штампов, необходимых для фестивального фильма (ведь фестивальное кино должно содержать в себе те или иные приемы, и эта картина - не исключение). Мне не особо понравился сценарий (хотя я хорошо отношусь к Михаилу Идову, он талантлив и выглядит отлично, но мне не хватало теплоты и в его «Оптимистах» (вроде все правильно и здорово, а вот жизни нет), и тут вроде старались люди, и точные цитаты в диалогах, взятые из воспоминаний Натальи Россовской, жены Майка, не подкопаешься, и музыкальные сцены (там тебе и Control Корбийна и Across the Universe Теймур, и мой любимый Killing Bono Ника Хэмма, особенно когда речь заходит о new wave и черт с рогами – а все как-то вторично и местами вымученно. И вроде нет претензий ни к этому корейскому мальчику немецкого разлива ( и уж тем паче к Денису Кляверу, который его озвучивал, браво!, ни к музыкантам, которые пели и играли его песни), закончившего в NYC школу Ли Страсберга , работал парень просто отлично, человеку пришлось текст русский заучивать по слогам, чтобы на пленке не было лажи.

Девушка Старшенбаум замечательно сыграла Наталью Россовскую-Науменко, Наталья была в восторге (хотя жена Михал Васильевича никогда не была интересным персонажем и никак не музой, но без нее Майк наверняка бы не был тем легендарным Майком, он был совершенно неприспособленным к повседневности, она была его опорой, когда они развелись (а развелись они незадолго до его смерти) он погиб (хотя герои рок-н-ролла никогда долго не живут, Майк и не мог бы никогда вписаться в перестройку, его мир слишком хрупок и чувствителен к материи).
Никиту Ефремова в роли БГ я не узнала, но Никиту я считаю очень одаренным еще со времен «Поединка» по Куприну, где он очень талантливо сыграл Ромашова. Здесь он тоже отлично выступил (при всей моей нелюбви к БГ). Что касается Романа Билыка и его Майка, то Билык, конечно, очень старался, и очень уважительно относился к своему персонажу и его жизни в целом, но он в этом образе настолько заторможенный (хотя еще раз, он молодец, он старался), что иногда прямо жалко парня. Не знаю, я не вижу ни особого внешнего сходства, ни психологического попадания в образ (я очень люблю Майка, особенно его альбом LV , наверное больше всех из питерской тусовки, ибо считаю что он был по-настоящему талантлив (там интеллигентная семья, прекрасный английский, такая тонкая питерская интеллигентность – сыграть ее нельзя (Билык там и рядом не стоял в смысле семьи-происхождения, хотя он по-своему и умный, и тонкий парень (не в песнях, в жизни, судя по его интервью). И я абсолютно не смогла воспринять то, как Билык перепел Майка. Это было совсем мимо. Впрочем, я вообще не люблю, когда кто-то поет Майка, ибо песни Майка может петь только Майк.
Я знаю людей, которые были в тусовке и питерской, и московской, и знали и Майка, и его окружение, мало того, года полтора назад почему-то увлеклась каспаряновской гитарой и полотнами Густава в стиле Дейнеки, поэтому много чего пересмотрела-переслушала на тему «Кино» и вокруг него. В общем, это не фильм про Майка и про начало группы «Кино» и их первый альбом 45, записанного в студии Андрей Тропилло (очень там он причесанный и про Лешу Вишню ни слова, хотя мальчик, сыгравший Лешу Рыбина очень хорош), это вариации для тему для тех, кто знать ничего не знает про 80-е и питерский-московский рок с их рок-клубами, облавами и портвейном. Это был особый мир, повторения которому быть не может.
Совершенно непонятно мне появление (камео) в фильме Елены Кореневой (хотя она, как всегда, играет очень ярко, невероятно эмоционально, только зачем?), ни Лии Ахеджаковой (вообще дикость какая-то, политическая подоплека?). Зато совершенно прекрасен там Антон Адасинский (всегда он был хорош, а сейчас еще лучше), и Сева Новгородцев в маленьком эпизоде, приятное появление, и Александр Баширов (вот он был вполне предсказуем, надо же хоть какую-то ссылку здесь дать было на «Ассу» Соловьева?
Восхитительно отработал оператор Влад Опельянц, он вообще большой мастер.
Еще мне совершенно непонятен это резкий скачок после появления Марьяны от Цоя-влюбленного в Наталью и ценящего мнение Майка к самовлюбленной меркантильной звезде. Хотя Марьяна она и есть Марьяна, такой она и была, тут не подкопаешься.
Претензий к материалу нет, в диалогах – точное воспроизведение слов из воспоминаний Натальи Науменко, но с точки зрения драматургии – слабо. Не очень себе прием - заменить классический turn point музыкальным номером. Фестивальное-не фестивальное, артхаус или авторское кино – аристотелевские принципы построения сценарного материала никто не отменял.
В общем, у меня нет претензий к артистам, к оператору и к общей атмосфере фильма, вроде все сделано с душевной теплотой, только для этого не обязательно было брать реальную историю героев целого поколения. Можно было просто снять кино про музыкантов 80-х, было бы хорошо и трогательно. А эти люди и события их жизни заслуживают совсем иного отношения и иного сценарного материала, если была задача - оставить память об этом прекрасном (во многом именно прекрасном!) времени и людях, его определивших, следующим поколениям. Майк Васильевич и Виктор Робертович, несомненно, это заслужили.
Tags: ,