Ссылки

1 Цитата по: Паперный В. Культура Два / Владимир Паперный; 4-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 416 с. С. 125.
2 Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с. С. 613.
3 В качестве первой мишени ВОПРА выбрало одного из наиболее ярких представителей архитектурного авангарда И.И. Леонидова, который на рубеже 1920-1930-х годов находился на пике расцвета своего творчества и был, вне всякого сомнения, надеждой конструктивизма. После резонансных «выстрелов» по И.И. Леонидову (разгромные статьи «Леонидовщина и ее вред» А.Г. Мордвинова, «Отрубите ей крылья» С. Горского, в которых мечта и творческая фантазия были объявлены порождением «леонидовщины») последний так и не оправился до конца жизни. Показательно, что после образования ССА бывшие лидеры ВОПРА (уже под руководством К.С. Алабяна) в качестве главного объекта критики выберут К.С. Мельникова – самого плодовитого на практике «формалиста» (рационалиста).
4 Фрагменты Декларации ВОПРА приведены по кн.: Из истории советской архитектуры 1926-1932.Документы и материалы. Творческие объединения. – М.: Издательство «Наука», 1970 г. –211 с. С. 138-139.
5 Протокол заседания Партгруппы ССА от 20 ноября 1934 г. // РГАЛИ. Ф.674. Оп.2. Ед.хр.1. Лл. 46-48.
6 Веснин А.А. ВОПРА и ОСА. 1929 г. // Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева (далее ГНИМА). КП ОФ-6071/61. Ф. 5., Оп. 3, Д. 312.
7 Цит. по: Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 2. Социальные проблемы. – М.: Стройиздат, 2001. – 712 с. С. 297.
8 Ган М. Театр Красной армии в Москве // Строительство Москвы, 1933, № 8. С. 27.
9 Заславский А. За федерацию советских архитекторов // Советская архитектура, 1931, № 1-2.
10 Стенограмма заседания Правления ССА от 20.07.1932 г. // РГАЛИ. Ф. 674, Оп. 1, ед. хр. 7, л. 174-174 об.
11 Там же, л. 188.
12 РГАЛИ. Ф.674. Оп.8. Ед.хр.3. Л.43.
13 Инициалы указанного лица установить не удалось.
14 Совещание руководящих органов и актива архитектурных объединений и обществ г. Москвы 4 июля 1932 г. в связи с реализацией Постановления ЦК Партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке художественных организаций» // РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 1, ед. хр. 7, лл. 189-209.
15 Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. - М.: Прогесс-Традиция, 2009. –464 с., ил. С. 175.
16 Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост. А. Стригалёв и И. Коккинаки. – М.: Искусство, 1985. – 311 с. С. 70.
17 «Архитектурная газета», 31 декабря 1936.
18 О «вертикализации» архитектуры новой культуры, пришедшей на смену «горизонтальности»«распластанности» авангарда см. кн. В. Паперного. Культура Два.
19 Лухманов Н.В. Архитектура клуба. — М.: Теакинопечать, 1930. 102 с. С. 72-78.
20 Какофония в архитектуре // Цит. по: Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. – М: ОГИЗ – ИЗОГИЗ, 1937. С. 58.
21 Алабян К. Против формализма в архитектуре // Цит. по: Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. – М: ОГИЗ – ИЗОГИЗ, 1937. С. 65.
22 Ф. 674. Оп. 2. Ед. хр. 8. «Правда», 20 февраля 1936 г.
23 Дом Корбюзье не нравится рабочим // Архитектурная газета, 1935, 8.
24 ГНИМА. КП ОФ-1573/544. Ф. 5., Оп. 1, Д. 2. Л. 3-3 об.
25 Там же.
26 Паперный В. Культура Два / Владимир Паперный; 4-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 416 с. С. 67.
27 Об уподоблении здания организму, в котором предполагается своя динамика и развитие писал в 1926 г. М.Я. Гинзбург в статье «Новые методы архитектурного мышления».
28 «Архитектура СССР», 1940, № 3. С. 37–39.
29 Корнфельд Я.А. Уроки майской архитектурной выставки // Архитектура СССР, 1934, № 6. С. 4.
30 РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 2. Ед. хр. 11. Л. 66.
31 Там же. Л. 67.
32 РГАЛИ. Ф.674. Оп.8. Ед.хр.3. Л.130.
33 РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 2. Ед. хр. 2. Лл. 12-20.
34 Там же. Л. 83.
35 Алабян К.С. Письмо в президиум Арплана от 27 августа 1935 года // РГАЛИ. Ф.674. Оп.2. Ед.хр.11. Л.14.
36 Доносы на Мельникова и Лебедева были так же подкреплены статьями в периодических изданиях. В частности, в начале 1936 г. главным печатным органом страны «Правдой» им был вынесен приговор: «Мельников и его соратники (Н. Хохряков, В. Лебедев, И. Транквилицкий) понимают архитектуру, как беспринципное формотворчество, позволяющее строителю как угодно упражняться в собственном самодурстве» / Какофония в архитектуре // Цит. по: Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. М: ОГИЗ – ИЗОГИЗ, 1937. С. 59.
37 Алабян К.С. Черновик докладной записки о состоянии проектных мастерских. 1934 г. // РГАЛИ.Ф.674. Оп.2. Ед.хр.2. Л.81.
38 Мордвинов А.Г. Выступление на заседании партгруппы оргкомитета ССА 5 марта 1937 г. Стенограмма // РГАЛИ. Ф. 674. Оп.2. Ед. хр. 20. Л.16 об.
39 Алексадров А.Я. Заседание партийно-комсомольского собрания ССА от 7 декабря 1934 г.Стенограмма // РГАЛИ. Ф. 674. Оп.2. Ед. хр. 8. Лл. 1-18.
40 Постановление партгруппы ССА по докладу отдела планировки и проектировки от 28 апреля 1934 г. // РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 28.
41 Алабян К.С. Протокол заседания партгруппы ССА от 20 ноября 1934 // РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 2. Ед. хр. 1. Лл. 46-48.
42 Колли Н.Я. Итоги советской архитектуры. Доклад по первой теме Съезда советских архитекторов // ГНИМА. КП ОФ 6222/64. Ф. 55. Оп. 2. Д. 64.
43 Веснин В.А. От конструктивизма к социалистическому реализму // Архитектурная газета, № 45 (189), 23.06.1937. С. 3.
44 Гинзбург М.Я. Социалистический реализм в архитектуре // Архитектурная газета, № 45 (189), 23.06.1937. С. 2.