Обещанное продолжение. много текста, для подумать, давно эссе не писала, зато все как есть.

В продолжение того разговора про брата (Вайнера)Вайнштейна и лезущих не в свое дело баб. Последнее время особенно замечаю (может,вибрации повышаются?), что вокруг какое-то невероятное количество непрофессионалов, пытающихся из себя чего-то изображать. Мне по барабану, что они хорошо себя продают, для меня это, в общем, совершенно не показатель, на каждого урода найдется свой почитатель, как говорит одна моя подруга. Самый продаваемый ныне художник - Винсент Ван Гог, но он умер в нищете и с пошатнувшейся вконец психикой, только он – гений и при жизни и после оной, а эти «успешные и востребованные» ( как я ненавижу эти слова из куриного лексикона!) так и помрут никем, вместе со своей мифической успешностью.

Меня очень бесит (точнее сказать, травмирует) тот факт, что раньше…(но я отнюдь не собираюсь брюзжать на тему того, как оно было и как стало, я пока не страдаю ностальгией, если только в лучших ее проявлениях). Я про стандарты качества и про то, что мерилом всего является талант или хотя бы одаренность и ни что иное, ну, а затем, разумеется, труд, который превратил обезьяну в человека ( как сказано классиком, поверим ему на слово).

Еще даже в 80е годы прошлого века, чтобы издать книгу, нужно было стать членом Союза писателей (подтверждение твоей профпригодности), а, чтобы опубликовать свой рассказ, например, в журнале «Юность», надо было показать его такому мэтру, как, в случае с Викторией Токаревой, Константину Симонову, чтобы он написал отзыв, без этого никак нельзя былоувидеть свой рассказ на страницах журнала. А ведь Токарева в юности уже понятно какой одаренной писательницей была, если уже ее рассказ брали в печать. Но существовала субординация и жесткие требования в профессии, и мэтры, чье мнение было непререкаемым авторитетом. Ты пойди просто подступись к К.Симонову со своей писаниной, какой бы ты одаренный ни был,  когда ты - никто, а он - мастер и легенда. На мой взгляд, это очень верный подход, иди и доказывай, что ты можешь играть на этом поле, стирай коленки в кровь.

Чтобы тебя допустили работать в салон красоты уровня «Чародейки» на Новом Арбате (тогда еще Калининский проспект), ты сначала будешь учиться у профи старой школы и получать свои зуботычины год или два ( не помню, сколько учили в профтехучилищах), потом будешь по году только мыть клиентам головы, потом столько же только стричь челку, потом, глядишь. из тебя , если ты и вправду чего-то стоишь, выйдет мастер – универсал, в еще лучше – классный мужской парикмехер, ибо если ты отличный мужской мастер ( там жесткие стандарты, четкая геометрия, нет права на ошибку, в этом случае и дамским без вопросов работать сможешь). А чтоб прям в "Чародейку", то это тебе надо или лет 8 проработать в парикмахерских и наработать безупречную репутацию и мастерство, или победить в международном конкурсе ( а тогда конкурсы- это не то, что сейчас, тогда это была редкость и высочайшие стандарты, абы кого того не допускали,  партийные органы следили за этим во все глаза). Притом, что у мастера ( какое отличное слово, а не «стилист» или «дизайнер причесок», читай "чесальщик", как любит говорить уважаемый мной Вартан Болотов) -  без выездов заграницу- в арсенале были хреновые ножницы, алюминиевая расческа с хвостиком и гидропирит ( а прически делали изумительные, не в пример тому что повсеместно сейчас: нарушенные технологии ( быстрее и дешевле - волосы не зубы, отрастут), убитые на хрен волосы (несмотря на то, что они уже мертвая ткань), залитые дрянью на основе  силикона,  который им что мертвому припарка, только что блестят до первого мытья).
Чтобы стать фотографом с именем - 5 лет журфака ( говорю про МГУ, про иное не скажу, не знаю), профнавыки, но главное особое видение, как и у операторов, абсолютно штучная вещь, работа в АПН, если возьмут, конечно, фотографии в журнале «Огонек», международные конкурсы, ну и может тогда и мировое признание, обложка журнала  вроде People,например. Особенно, если твоя фамилия,скажем Плотников.

То же с режиссерами, актерами, художниками, ювелирами, меховщиками, архитекторами и, прости господи дизайнерами, которыми себя именует каждый третий «вешатель тряпок на окна».
Сколько столетий подряд  люди учились годами, сидели у ног мастера, получали затрещины, лопатили литературу, если могли-ехали заграницу, жили впроголодь и творили там до опупения, пили,если муза их покидала познавая свои возможности в искусстве на предмет «тварь ли я дрожащая или право имею» . Не могли уехать - так же с утра до ночи работали на родине, пахали, мучились, не жрали сутками, искали свой путь… То бишь проходили огромный и трудный отрезок жизни от подмастерья, чтобы получить право называться мастером.

Сейчас же каждый суслик агроном. Решивший, что он фотограф, потому что у него есть зеркальный Саnon и широкоугольный объектив, уже может этим зарабатывать ( в смысле, зарабатывать он может,это его личное дело,но ему ни хрена не стыдно заявлять о себе как о фотографе). Да моя однокурсница Марина https://www.instagram.com/marinamaze74/  делает обычным (приличным) смартфоном такие фото и выстаивает такие композиции, что этим доморощенным с Сanon надо воплощений 15 пройти, чтобы хотя бы приблизиться к такому(а там семья, худож.школа, образование, воспитание, работа на телевидении, повороты судьбы, ну и просто очень одаренный и красивый человек, вдобавок к вышеперечисленному, редкое сочетание, подарок судьбы или просто заслужила).
Про дизайнеров,прости господи, не отличающих  art deco от art nouveau и путающие модерн с модернизмом, выпускники мыльно-текстильных ПТУ, понахватавших верхов в книжках и на убогих курсах с такими же малограмотными и коснозыкими "коучами-тьюторами" (у которых и английский в приделах средней усть-урюпинской школы, а туда же, "коуч" (с сертификатами зато, в которые и  высморкаться-то не сomme il faut), а идиты, уже преподают, мастерклассы с воркшопами ( слово-то какое гадское),лекции читают. А рисовать толком не умеют или делают это так убого, дальше ехать некуда, притом, что их  максимум – подушечки диванные шить, а не интерьеры придумывать, которые уже веками придуманы и ничего нового никогда не будет.

Для меня существуют  архитекторы и художники, они же декораторы, причем те,у которых в активе Школа и учителя с именем, все остальное- профанация. Есть beauty and proportions, чему поклонялся архитектор Филипп Боссини у Голсуорси, за что и поплатился в жизнью. Все остальное- от лукавого.
Это вам не по Pinterest лазить, вдохновляться чужими идеями, своего же нет ничего, чтоб из головы как архитектор Мельников и сразу в небожители, в вечность, пока дизайнеры Pinterest изучают и лайки друг другу ставят. Творить у них - это труд. Не твори тогда, раз столько усилий прикладывается, а результат -  такая же херня, как у большинства, какие материалы не включай в смету.

Если твоя фамилия не Мельников, не Татлин, не (Вайнштейн😃) Веснин, Щусев или  Йофан, не Родченко или Лисицкий (привожу тех, кто ближе всего мне по мироощущениям, это мои боги, и кому я готова в ноги пасть, если бы могла), тогда всегда будет трудно, ибо не поцелован ты Богом в макушку, хоть сдохни.

Но это не страшно, у них зато клиенты на семинары ходят, про хюгге этот убогий слушают с shabby сhic и про английскую классику (куда тебе английская классика с твоим изначальным Усть-Урюпинском в  сознании). Это прям наглядный пример про «умный любит учиться,а дурак учить». Я не понимаю, когда сначала «счастливая жена и мать» и полжизни на чужой шее ( при всем уважении, если правда счастливая), а потом вдруг решила, что дизайнер-художник…творец, одним словом.

Творец и художник – это любимая мной Варя Соседова ( https://www.facebook.com/artsosedova/?ref=br_rs),  которая в детстве пережила колоссальную трагедию вместе с семьей, выстояла и с подросткового возраста пахала как лошадь сутки напролет, глотала тонны литературы, безупречное художественное воспитание и вкус и интеллигеннейшая семья, уже выработанный собственный стиль в 20 с небольшим лет, и продолжает без передышки работать на собой и своим путем в искусстве. Она постоянно учится сама и даже в Британке год отпахала ( хотелось улучшить себя как иллюстратора, и тут была собой недовольна- вот один из признаков настоящего художника!),хотя и так может все: от фламандцев и Боттичелли до Матисса, с каждым годом наращивая мастерство такими темпами, что я просто поражаюсь. Поэтому и в Штатах выставлялась, и в частных коллекциях в Европе уже висит, и за месяц в Бостоне нарисовала декорации (одна,целиком!) небольшого музыкального спектакля… И вот это тот самый грандиозный труд, когда от многого отказываешься, но при всем своем таланте, работоспособности и бешеном самосовершенстсвовании каждый день, ты вправе называть  себя  художником.

Пример из моей жизни? Я отнюдь не примазываюсь к творцам и художник я никакой ( несмотря на то, что внучка художника), речь о том самом, когда «тварь ли ты или право имеешь».Когда я в 16 лет до безумия хотела работать на SNC радио, но была никто и звать никак, даже понятия не имела как к этому всему подступиться, а в 20 у меня уже была моя первая программа на радиостанции, которую открыли те самые люди, с кем я так мечтала работать ( при этом это уже был 3 курс журфака МГУ, и я уже успела постажироваться и на" Маяке", и на "Юности",  делая репортажи ля новостных блоков).  И когда мой покойный мастер А.А.Шерель, - личность специфическая, но легендерная, подростком очаровавший великого Игоря Ильинского,который и привел его на радио, друживший с Марией Бабановой, Эрастом Гариным, великим Левитаном, да со всей театральной Москвой фактически, любивший ввернуть что-то вроде: «На этом стуле за 15 минут до тебя сидела Элинка Быстрицкая», когда я приезжала к нему дописывать диплом. Благодаря ему мы ходили на все гремевшие театральные приемьеры, куда не всегда могли попасть даже свои, заслуженные и народные, на капустники в Дом Актера, он меня знакомил с Касаткиной, Колосовым и Эмилем Брагинским…, он же дал прочитать один из моих учебных радиосценариев Григорию Горину и с гордостью сообщил мне, что Гриша  сказал: « У твоей студентки абсолютно режиссерское мышление», Шерель был тщеславен до крайности, придумывать он бы такое не стал, он вообще нас не особо щадил.

Я все это говорю к тому, что, когда я вся из себя восторженная собралась писать курсовую про ведущих, и верещала на тему форматного радио, которое у нас тогда только появлялось, эти американские аббривиатуры, особенности программной политики, специфика работы диджеев(что потом стало моей канд.диссертацией и 1/3 учебника, по которому теперь преподают радиожурналистику во всех журфаках страны, у которого уже 5 переизданий и говоря, даже в Израиле продается). Так вот после всех моих визгов, мне было сказано ледяным тоном, как любил говорить с соратниками тов.Сталин (а Мастер любил приложить при случае): «Значит так, девочка. В этом мире  все уже было. Только называлось другими словами. Не бери на себя роль первооткрывателя, твоих знаний и опыта  для этого совершенно недостаточно, ты никто. Сначала ты читаешь «Поэтику» и «Риторику» Аристотеля, изучаешь вопрос досканально,  потом - ряд книг по советскому радиовещанию, включая воспоминания Ю.Б. Левитана и Н.А. Толстовой, и только после этого я буду с тобой разговаривать». Это притом, что у меня уже была свои программа, которую я сама придумала и создала, сама нашла информационных спонсоров, сама делала ее сначала в записи, потом в прямом эфире, сама крутила ручки эфирного пульта - как раз все то, о чем я только мечтала, когда мне было 16. Наверное, именно тогда мне стало понятно, что чтобы что-то из себя представлять и на что-то претендовать, тебе необходимы колоссальные знания в разных областях жизни, опыт, болезненные набитые шишки, когда это только твои шишки, без подстраховки родственников или любовников, бессонные ночи, бесконечные мысли и отказ от многого ради  права представлять миру себя таким, какой ты есть. Только это дает право на взлет и новую высоту. Тогда появляются удивительные возможности и авторитет. И тогда ты получаешь моральное право называться профи в своем деле. И каждый день это доказываешь. А когда ты набрал свою «потолковую» высоту и понимаешь, что все, сзади дышат те, кто сильнее, умнее, талантливее и моложе – благословляешь их и уходишь из дела или из жизни, кому как повезет.


А называть свои « тряпки на окна» - «этот мой шедевр» (бывает и такое), втюхивая это убожество таким же  эстетическим троглодитов  из Дегунина( которые хапнув бабла, решили что он теперь могут создать себе свой собственный  "Фонтенбло", дорогобогато,шелкибархатвпол) ну совсем дурной тон и выдающая с головой провинциальность сознанияы.  Лучше сразу пойти и убиться тапком. Лучше вышивать крестиком и шить подушечки – это гораздо честнее по отношению к себе. Ширпотребу не стать индпошивом, даже если  он востребованный и успешный. Препятствия не пройдены, потенциала нет.Full stop. Хотя и let them be, в общем-то.

 Только, пожалуйста, не учите никого ничему, нет у вас на это права, не обманывайте себя и «зрителей», какие бы непритязательными дебилами-неофитами они ни были. Учить могут только наполненные светом и идеями, те, кто не полезет в Pinterest за вдохновением,  потому что оно у него всегда в душе гнездится. Беда в том, что учить они будут только самых избранных, равных себе (если отыщут таковых, конечно) , а. скорее, вообще никого. И это более чем понятно.

PS. Однажды моя знакомая спросила меня, а как ты может определить что талантливо, а что нет. Вот, например, придумала ты кухню, откуда тебе знать, что это талантливо? Я выпала в осадок сразу. У меня опустились руки. Я не могу в паре предложений объяснить человеку, что сначала это было у меня в крови, так поколения поработали, а потом еще сотни прочитанных книг, увиденных музеев, фильмов, картин, скульптур, музыки, особенных, одареннейших людей- друзей моих родителей, начиная с детства. Острое стремление к познанию и работа со своими тараканами, коих ой как немало, если честно. И я сама себе самый строгий критик и не приемлю фуфла и халтуры ни в чем, буду жрать себя поедом и «себя под Лениным чистить», пока не добьюсь хоть какого-то совершенства. Меня до конца дня не отпускал этот вопрос. Мне жутко, когда у человека в достаточном возрасте нет канонов и критериев, что талантливо, а что бездарно. Не беритесь за это. Будьте успешными и востребованными на своей убогой делянке. Рожденный ползать… Алексей Максимыч про это все сказал.

ната, тебе не похер?
ты на что энергию тратишь?
Ты прав друг, как обычно. Но что-то вот накатило. хочу чтобы ты меня утешил
Все эти мысли возникают периодически у каждого, кто способен думать и анализирвать. Морали и ценности поменялись!!!
вижу повод не "утешать", а напротив - восхититься изобилием энергии.
и ( в стилистике палиенко ) пожурить за то, что используешь ты её не себе во благо, а сливаешь на сторону.